Фильмы про Средневековье: экранизации, исторические драмы, философское кино
1. Мистический триллер Кристофера Смита «Черная смерть» (2010)
2. Философская драма Андре Дельво «Философский камень» или «Стадия нигредо» (1988) (экранизация Маргерит Юрсенар)
3. Абсурдистская трагикомедия Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990) (экранизация Тома Стоппарда, Шекспира)
4. Трагикомедия Пьера Паоло Пазолини «Декамерон» (1971) (экранизация Джованни Боккаччо)
5. Исторический детектив Жан-Жака Анно (1986) (экранизация Умберто Эко)
6. Исторический фильм Леха Маевски «Мельница и крест» (2011) (Брейгель)
7. Историческая драма Филиппа Штёльцля «Лекарь: ученик Авиценны» (2014)
8. Драма Кевина Рейнольдса «Тристан и Изольда» (2006) (экранизация средневековой легенды)
9. Драма Зёнке Вортманна «Иоанна – женщина на папском престоле» (2009) (экранизация Донны Вулфолк Кросс)
10. Историческая драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966)
1. Мистический триллер Кристофера Смита «Черная смерть» (2010)
Действие фильма Кристофера Смита разворачивается в средневековой Англии во время эпидемии бубонной чумы. 1348 год, в Европе свирепствует «черная смерть», тысячи и тысячи людей в городах и деревнях умирают в жутких мучениях. В этом апокалиптическом мире, заполненном страхом и суеверием, собираются несколько монахов, объединенных одной целью — выследить того, кто способен возвращать к жизни умерших. Послушник Осмунд (Эдди Редмэйн), истовый христианин, находится на распутье — вокруг царит смерть, люди, находясь в суеверном страхе, верят, что чума — это Божья кара, посланная им за грехи, и в то же время церковь пытается укрепить свою власть посредством охоты на ведьм и жестоких расправ над ними...
2. Философская драма Андре Дельво «Философский камень» или «Стадия нигредо» (1988)
Алхимический фильм о человеке, исследующего границы познаний во времена позднего Средневековья, снятый культовым бельгийским мастером магического реализма Андре Дельво. Экранизация романа Маргерит Юрсенар «Философский камень» (более точное название — «Стадия нигредо») с Джан Мария Волонте в роли алхимика Зенона. Живописная, выдержанная в едином колорите голландских мастеров XVII века, картина строится на пересечении кинематографических, литературных и исторических аллюзий.
Действие фильма разворачивается в Центральной Европе XVI века. Ученый, алхимик и философ Зенон Лигре, опасаясь гонений со стороны инквизиции за свои не очень стандартные изыскания, отправляется в оккупированную в те времена испанцами Фландрию. Под вымышленным именем и по поддельным документам, он открывает клинику для бедных, в которой применяет не самые известные принципы лечения и ставит эксперименты. В свободное от больницы время, он изучает различные масонские учения и проводит нетрадиционные обряды. Все это делает его очень интересным субъектом для инквизиции, которая объявляет его в розыск, чтобы казнить...
3. Абсурдистская трагикомедия Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990)
Абсурдистская трагикомедия Тома Стоппарда, который экранизировал собственную пьесу, рассказывающую о событиях трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» с точки зрения двух второстепенных персонажей — придворных Розенкранца и Гильденстерна. В фильме нет расхождений с пьесой, вплоть до того, что в эпизодах, пересекающихся с Шекспиром, все персонажи говорят стихами оригинальный текст трагедии. Однако, большая часть фильма посвящена событиям, не упоминаемым в «Гамлете», сюжет фильма все время следует за его заглавными героями. Пронизывающий весь фильм философский вопрос детерминизма и свободы воли (от фатального выпадения монеты орлом до смерти главных героев) звучит из уст готовящегося умереть на виселице Гильденстерна: «… должно быть, был момент, тогда, в самом начале, когда мы могли сказать — нет. Но мы как-то его упустили». Главные роли исполнили Гэри Олдмен и Тим Рот.
4. Трагикомедия Пьера Паоло Пазолини «Декамерон» (1971)
Фильм Пьера Паоло Пазолини по мотивам одноименного произведения Джованни Боккаччо. Взяв в «Декамероне» десять рассказов из ста, режиссер создал одну из наиболее красивых и впечатляющих панорам итальянского проторенессанса. В фильме сочетаются яркие, ироничные и комичные истории и глубоко проникновенные, философско-лирические эпизоды, удачно иллюстрирующие не только само произведение Боккаччо, но и быт, нравы средневековой Италии. Очень колоритны и правдоподобны типажи героев: крестьяне, ремесленники, монашенки.
В новеллах Боккаччо фигурируют семеро женщин и трое мужчин, укрывшихся от чумы, охватившей в 1348 году Флоренцию, и каждый из них рассказывал по одной истории в день в течение десяти дней. Сам режиссер исполнил роль мастера-живописца Джотто, странствующего по дорогам Италии. В поисках гармонии и истины он становится свидетелем самых разных жизненных ситуаций и жадно вбирает в себя впечатления от изменяющейся, многоликой реальности. Эта реальность — веселая или печальная, суровая или фривольная — наполнена мощной стихией любви, торжествующей вопреки многовековым предрассудкам и запретам. Пазолини передает радость жизни, идущую на смену мрачному средневековому обскурантизму.
5. Исторический детектив Жан-Жака Анно «Имя Розы» (1986)
Гениальный исторический детектив «Имя розы» итальянского писателя Умберто Эко — единственное литературное произведение, позволяющее с головой, без остатка уйти в жизнь итальянского монастыря 14 века. Используется формат конан-дойловского детектива с мудрым сыщиком-монахом и его наивным послушником-подручным, в основе сюжета лежит серия зверских убийств и очень простой вопрос: «Как пройти в Библиотеку?». Эко, как профессиональный медиевист, использовал детективную интригу для того, чтобы заинтересовать современную аудиторию вещами, которые в принципе не могут представлять интереса для среднего читателя: латынью, молитвами, архитектурой, диспутом о бедности Христа и вопросами номинализма.
1327 год. В Европе — эпоха великого смятения, экономического кризиса, эпидемий чумы, неуверенности и конфликтов. В обществе молодого послушника францисканский монах Уильям Баскервильский расследует серию трагических и таинственных смертей монахов в бенедиктинском монастыре на севере Италии. На фоне всеобщей бедности монастырь очень богат и является научным центром. Главным сокровищем монастыря является библиотека, куда никому нет доступа. Разгадывая одно убийство за другим, Уильям убеждается, что ключ к раскрытию загадки лежит в тайном отделе, где хранится книга Аристотеля, которая могла перевернуть представления о Боге... Тайные переходы в замке, запретные сексуальные приключения, лабиринты, запертые библиотеки с недозволенными книгами, эффектные пожарища — таковы ингридиенты великолепного триллера, замечательно передающего мрачную атмосферу Средневековья времен инквизиции.
6. Исторический фильм Леха Маевски «Мельница и крест» (2011) (Брейгель)
В основе фильма польского режиссера лежит написанный в 1564 году Питером Брейгелем шедевр «Путь на Голгофу», созданный на сюжет Страстей Христовых. Учитывая пожелания заказчика, художник перенес евангельское событие во времена позднего Средневековья, в современную ему Фландрию. Виселицы и пыточные шесты с колесами на картинах Брейгеля – примета времени. Испанская инквизиция в прямом смысле выжигала и вырезала несогласных с догматами католической церкви: «Костры не угасали; монахи, более умевшие жечь реформаторов, чем опровергать их, поддерживали огонь на кострах, подкладывая человеческое мясо». На родине художника протестантов оказалось столько, что смертный приговор был вынесен всем жителям Нидерландов. Таков исторический контекст картины и фильма, в основе которого – книга «Мельница и крест», написанная исследователем творчества Брейгеля Майклом Гибсоном.
Маевски не стал ограничивать себя историей создания шедевра, а показал судьбы десяти персонажей — их можно увидеть на знаменитом полотне (в их числе — Дева Мария), самого Питера Брейгеля и антверпенского купца, коллекционера предметов искусства Николоса Йонгелинка, по заказу которого художником было создано несколько картин. В своем фильме режиссер использует революционный способ изображения искусства в кино, изобретая свой собственный метод «вхождения» в пространство картины. Это достигается путем хитроумного монтажа и использования брейгелевских полотен в качестве фона для развивающихся на экране действий. Главные роли в фильме исполнили Рутгер Хауэр, Майкл Йорк и Шарлотта Рэмплинг.
7. Историческая драма Филиппа Штёльцля «Лекарь: ученик Авиценны» (2014)
Темные века. 1021 год. Средневековая Англия, грязная, серая, больная. Лондон — маленький и неприметный городок, лишь прообраз того Лондона, что войдет в историю. Маленький Роб Коул теряет мать, умершую от загадочной болезни. Потрясенный до глубины души, он напрашивается в попутчики к бродячему знахарю Барберу, и тот обучает его своему ремеслу. Но этого мальчику становится недостаточно, от лекарей-евреев он узнает, что где-то в далекой Персии живет величайший врачеватель в мире — Авиценна. Запад сменяя Востоком, Роб отправляется в путь через Францию, Средиземноморье и Египет, чтобы достичь своей цели... Фильм снят по мотивам одноименного бестселлера Ноя Гордона.
* Абуу Алу Хусейн ибн Абдаллах ибн Ссна, или Авиценна (980--1037) — средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.
8. Драма Кевина Рейнольдса «Тристан и Изольда» (2006)
Фильм, основанный на средневековой романтической легенде «Тристан и Изольда». В темные времена, после падения Римской империи, осиротевший по вине ирландских захватчиков Тристан (Джеймс Франко) становится рыцарем и верно служит своему покровителю лорду Марку, который мечтает объединить под собственным началом погрязших в междоусобии британских вождей. После одной из битв Тристана спасает и выхаживает прекрасная ирландская принцесса Изольда (София Майлс), которая страстно в него влюбляется, но которой вот-вот предстоит вступить в брак, обещающий положить конец столетнему кровопролитию...
9. Драма Зёнке Вортманна «Иоанна – женщина на папском престоле» (2009)
Фильм снят по одноименному роману американской писательницы Донны Вулфолк Кросс. В тайных хранилищах Ватикана сокрыта история запрещенной страсти и интриги, державшаяся в секрете католической церковью более тысячи лет. Хотя Ватикан и не признал того факта, что два года на святом престоле пребывала женщина, легенды об этом бытуют до сих пор. Согласно этой легенде, появившейся в XII веке, чрезвычайно талантливая женщина, одетая мужчиной, стала нотариусом в курии, затем кардиналом и в конце концов папой.
Год 814 от Рождества Христова. 28 января умирает Карл Великий, в тот же день рождается Иоанна — страстная натура, с детства демонстрировавшая незаурядные умственные способности и непреодолимую тягу к знаниям...
10. Историческая драма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (1966)
Историческая драма гениального русского режиссера Андрея Тарковского. Фильм-повествование, разделенное на восемь новелл-эпизодов, описывает период неурядиц на Руси в начале XV века — с 1400 по 1423 годы, как бы увиденных глазами монаха-иконописца Андрея Рублева. Картина, несмотря на ее полузапрещенный статус, стала событием в кинематографическом мире. Впервые в советском кино был представлен эпический взгляд на духовную, религиозную сторону средневековой Руси. В 1978 году, по опросу киноведов мира, эта необычайной силы драма о художнике и религии вошла в сотню лучших картин в истории киноискусства.